В Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 32) закреплено право граждан России на участие в отправлении правосудия. В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» это право реализуется гражданами посредством осуществления правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами уголовных дел и ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Присяжный заседатель суда соответствующего субъекта Российской Федерации должен отвечать следующим требованиям: иметь гражданство Российской Федерации, постоянно проживать (иметь регистрацию) на территории соответствующего муниципального образования субъекта РоссийскойФедерации; достигнуть возраста 25 лет до момента составления списков кандидатов в присяжные; не иметь непогашенной или неснятой судимости; быть дееспособным, то есть не иметь каких-либо ограничений в дееспособности; не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических или затяжных психических расстройств; не могут быть присяжными заседателями граждане подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

В случае включения в присяжные заседатели гражданина, не отвечающего указанным требованиям, это лицо подлежит исключению из числа присяжных и списков кандидатов в присяжные заседатели. Если такое несоответствие было выявлено после вынесения судебных решений по конкретному уголовному делу, вердикт присяжных заседателей и приговор суда подлежат отмене как вынесенные незаконным составом суда (п.2 ч.2 ст.389.17 УПК РФ).

Регламентированные в законе требования, предъявляемые к присяжному заседателю, согласуются с требованиями, предъявляемыми к судье.

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 91 Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Федеральный закон направлен на реализацию основных принципов построения и функционирования системы государственной службы, установленных Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», в части, касающейся единства правовых и организационных основ государственной службы.

В этих целях положения Федерального закона «О службе в уголовноисполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», касающиеся предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, приводятся в соответствие с положениями других федеральных законов, устанавливающими предельный возраст пребывания на службе для сотрудников федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительные функции (МВД России, Росгвардия, ФССП России).

В соответствии с Федеральным законом предельный возраст пребывания на службе для сотрудников уголовно-исполнительной системы увеличивается на пять лет, что позволит сохранить высококвалифицированный личный состав, способный по состоянию здоровья и профессиональным качествам выполнять задачи, возложенные на уголовно-исполнительную систему.

 В соответствии с п. 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг устанавливает требования к качеству коммунальных услуг:

- допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг и допустимые отклонения качества коммунальных услуг;

- условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Обнаружив факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, потребитель должен уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу или иную службу, указанную исполнителем, сообщив свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги.

Сообщение может быть сделано как в письменной форме, так и устно.

При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, а размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит уменьшению с учетом доли площади жилого помещения в общей площади жилых помещений.

1 января 2021 года вступи в силу отдельные положения Федерального закона от 05.02.2018 № 16-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии».

В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ вводится запрет на предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц, а также использование в рекламе, названии гостиницы и деятельности, связанной с использованием гостиницы, категории, не соответствующей категории, указанной в таком свидетельстве.

Указанный запрет не применяется до 1 января 2022 года в отношении гостиниц с номерным фондом 15 и менее гостиничных номеров.

С начала текущего года начали действовать новые Правил по охране труда в различных сферах (к примеру, Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденные приказом Минтруда России от 29.10.2020 №758н, Правила по охране труда в медицинских организациях, утвержденные приказом Минтруда России от 18.12.2020 №928н и т.д.).

Согласно ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в соответствии  с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29.

Пунктами 2.1.6 и 3.3 указанного Порядка предусмотрено проведение внепланового инструктажа, внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки, при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.

При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.

В связи с вступлением в силу новых правил по охране труда работодатель обязан с 1 января 2021 года провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций. Провести актуализацию нормативных актов и при необходимости других документов по охране труда.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе и  не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП Российской Федерации.